Экспертиза качества топлива. Лабораторный анализ топлива.
Состав и качество топлива, этот вопрос волнует многих. Пожалуй, единственный способ получить достоверную информацию – проведение полной экспертизы качества топлива. Большинство случаев, в которых подобный анализ топлива может понадобиться, – это спорные случаи и судебные разбирательства. В подобных ситуациях результаты экспертизы являются самым весомым доказательством для суда.
Лабораторный анализ топлива проводится только в аккредитованной лаборатории (испытательном центре) с использованием общепринятых методов (ГОСТ) исследования и специального оборудования. Для того чтобы провести анализ топлива, осуществляют забор проб в сухие чистые емкости, при необходимости их опечатывают. Всегда должна быть проба в отдельной емкости на случай разногласий. В лаборатории пробу регистрируют и проводят испытания. Сама по себе экспертиза топлива представляет не одно, а целый комплекс исследований, в результате которых определяются показатели качества, поименованные в нормативной документации на продукт.
Нормативная документация – это Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС), а также ГОСТы на топлива и/или масла.
Лабораторное исследование топлива определяет довольно большое количество показателей, вот некоторые из них: цвет, внешний вид, содержание серы, бензола, водорастворимых кислот и щелочей, ароматических углеродов, зольность топлива, его вязкость, кислотность, концентрация марганца, железа, солей, смол, индексы испаряемости и вязкости, массовая доля механических примесей, температура застывания, помутнения, фильтруемости, октановое число, теплота сгорания топлива.
После лабораторных исследований (испытаний) выдается протокол испытаний и заключение о соответствии/несоответствии нормативной документации (Технический регламент Таможенного Союза, ГОСТ).
Одна из самых вредных примесей, которую можно обнаружить в бензине или дизельном топливе – сера. Удаление серы из топлива – довольно дорогостоящий и процесс, который требует применения специального оборудования и сложных технологий по переработке нефти. Сера опасна тем, что во время сгорания топлива она окисляется кислородом и образует «кислые» продукты, которые негативно сказываются на состоянии металлических деталей (коррозия). Кроме того, соединения серы являются ядом для катализаторов дожига выхлопных газов.
Октановое число бензинов – показатель стойкости топлива к детонации. Определение октанового числа топлива можно проводить двумя способами – исследовательским и моторным. Отличаются эти методы только углом опережения зажигания и числом оборотов двигателя, т.е. имитируют работу мотора в условиях езды по трассе или в городе.
Равномерность сгорания топлива в двигателе показывает фракционный состав.
Склонность топлива к смолообразованию из-за «плохих» присадок можно узнать по концентрации фактических смол.
Фильтры забиваются из-за общего загрязнения и/или разбавления дизельного топлива водой.
Для лабораторных исследований пробы должны отбираться только в чистую и сухую тару, можно пластиковую, и укупорить способом, исключающим протечки и испарения. После этого тару с
пробкой необходимо аккуратно обернуть полиэтиленовой пленкой и снабдить биркой, на которой надо указать дату отбора пробы, номер АЗС или а/м, откуда была отобрана проба.
Ни для кого не секрет, что низкое качество топлива увеличивает его расход на 15-20%. Определение качества бензина и дизельного топлива можно проводить только в лабораториях, так как для этого требуется специальное оборудование и определенные навыки и знания экспертов, его проводящих.